РАЗДЕЛЫ:         
 

Остановка у порога насыщения


Остановка у порога насыщения

Игорный рынок Санкт-Петербурга по своим масштабам уступает только Москве. Динамика роста игорного оборудования в северной столице впечатляет: 2000 год - 148 %, 2001 год - 109 %, 2002 год - 112%, в 2003 год - 144. Хотя окончательные итоги 2004 года еще не подведены, вряд ли минувший год выбивается из ряда. Тем не менее, он оказался во многом этапным, заложив фундамент (а если хотите, даже мину) под год нынешний.

Новейшую историю игорной отрасли в регионе следует, пожалуй, начать чуть раньше - с сентября 2003 года, когда тогдашний и. о. губернатора Александр Беглов предложил законодателям проект закона «О налоге на игорный бизнес в Санкт-Петербурге» (в третьем чтении он был принят уже в октябре). Губернаторская инициатива объяснялась необходимостью частичной компенсации потерь бюджета города «в условиях проведения на федеральном уровне налоговой реформы». При этом проект предусматривал средний размер налоговых ставок. Но и их введение позволяло обеспечить доходы бюджета Петербурга в 2004 году в размере более 400 миллионов рублей (затем вероятные поступления стали оценивать даже в полмиллиарда). Итак, с 1 января 2004 года «средний размер» выражался следующими цифрами: за один игровой стол, одну кассу тотализатора и букмекерской конторы нужно платить 75 тысяч рублей, один игровой автомат — 4500 рублей.

Представители игорного бизнеса сразу же выступили с предостережением. «За последние два года в Санкт-Петербурге не открылось ни одного казино, при этом десять закрылись», - заявил на одном из заседаний бюджетно-финансового комитета Законодательного собрания замдиректора ЗАО «Группа «Конти» Сергей Базунов. Он предрекал, что ставки налога, устанавливаемые новым законопроектом, не увеличат, а наоборот, уменьшат доходную часть бюджета, поскольку операторы грозят уходом в другие регионы страны, «где нет такого жесткого налогового бремени».

Власти предполагали такое развитие событий. Так, в январе 2004 года председатель комитета экономической политики администрации Санкт-Петербурга Владимир Бланк заявил, что руководство города подготовило обращение в правительство РФ с обоснованием изменений в процедуре лицензирования игорной деятельности. Такой шаг предпринят, поскольку многие предприниматели начали регистрировать свои заведения в Ленинградской области, где ставки на игровые автоматы в три раза ниже, чем в Петербурге, Господин Бланк не рекомендовал им поступать подобным образом: «Законодательство изменится, и вернуться будет сложнее». Он же сообщил, что в 2004 году в бюджет города заложено уже около 900 миллионов рублей налоговых поступлений от игорного бизнеса!

Вероятность миграции не была мифической. Кстати, даже когда депутаты Законодательного собрания Ленинградской области приняли свой закон «О ставках налога на игорный бизнес» (устанавливающий налог на каждый игровой автомат в 3000 рублей, каждую кассу тотализатора или кассу букмекерской конторы - в 35 000 рублей), то и тогда спикер Кирилл Поляков был уверен, что некоторые предприниматели Санкт-Петербурга, имеющие автоматы в области, перерегистрируют свой бизнес.

В северной столице этого не испугались. Тем более, что аппетит приходит во время еды: миллиардные доходы, действительно, нельзя не считать более чем лакомым куском. Поэтому в середине прошлого года правительство Санкт-Петербурга одобрило проект закона «О внесении дополнений в Закон «О налоге на игорный бизнес в Санкт-Петербурге». Предполагалось с 1 января 2005 года увеличить ставки налога по игровым автоматам на 33%, а по остальным видам игрового оборудования - на 13 %. По словам зампреда комитета финансов Эдуарда Батанова, увеличение ставок в очередной раз было обусловлено «необходимостью увеличения доходной части бюджета». Ведь в результате изменений в налоговом законодательстве РФ, а также «монетизации льгот» выпадающие доходы в бюджете Санкт-Петербурга составили около 9 миллиардов рублей.

Согласно правительственному документу, предлагалось принять ставки налога в размере 85 000 рублей на игорный стол кассы тотализаторов и букмекерской конторы, 6000 рублей на игровой автомат. И поступления в бюджет от игорного бизнеса ожидались уже в размере 1472 миллионов рублей!! Поднятие налога, по мнению председателя комитета финансов Александра Никонова, не должно было привести к оттоку объектов игорного бизнеса в другие субъекты РФ (в частности, Ленинградскую область), так как выход на новые территории для игорного бизнеса требует больших затрат и не эффективен.

Губернатор Петербурга Валентина Матвиенко прокомментировала решение правительства тогда так: «Мы постепенно повышаем нагрузку на игорный бизнес и сейчас доводим ее до 68-80% от максимальной. Посмотрим, как отреагирует бизнес, и будем решать с дальнейшим повышением». «Повышение нагрузки» сопрягалось с более строгим контролем за столь стойкими и платежеспособными предпринимателями. Для этого комитет экономического развития, промышленной политики и торговли администрации Санкт-Петербурга (КЭРППиТ) подготовил проект постановления «О размещении заведений игорного бизнеса на территории Санкт-Петербурга», которое, по убеждению авторов, будет способствовать легализации теневого оборота игорного бизнеса».

Ведь по информации комитета, в Санкт-Петербурге реально существует около 700 залов игровых автоматов (около 18 тысяч автоматов), 32 казино с 270 игровыми столами и 4 букмекерские конторы. В то же время, по данным управления МНС России по Санкт-Петербургу, по состоянию на 31 марта 2004 года в городе было зарегистрировано 14,8 тысяч игровых автоматов, 253 игровых стола и 3 букмекерские конторы. Кроме того, в первой половине года из-за ошибки федеральных законодателей бизнесмены не упустили возможности с выгодой для себя использовать половинную ставку налога. И в «льготном режиме» работали 5,9 тысяч игровых автоматов (40% от общего количества) и 180 игровых столов (71%). Чтобы крепко держать руку на пульсе, ссылаясь на опыт Москвы, Смольный намеревался принять постановление, обязывающее предпринимателя, открывающего игорное заведение, получать согласование у городских властей. Раньше тому было достаточно получить лицензию в федеральном агентстве по спорту.

На этом исполнительные власти немного успокоились. И в сентябре 2004 года комиссия по промышленности, экономике и собственности оставила на усмотрение Законодательного собрания решение по проекту закона «О внесении дополнений в закон «О налоге на игорный бизнес в Санкт-Петербурге». Однако буквально через неделю 14 депутатов поставили свою подпись под инициативой Вадима Войтановского об установлении стопроцентных ставок налога на игорный бизнес в Северной столице. Получив такой подарок от парламентариев, Валентина Матвиенко 18 октября подписала закон N492-72, повышающий ставки налога на игорный бизнес до максимального уровня, предусмотренного Налоговым Кодексом РФ.

Некоторые операторы Питера тут же были вынуждены перейти к «обороне», Например, корпорация ЗАО «СЭТ» решила в два раза сократить количество игровых залов, правда, сохранив все свои шесть сотен автоматов. «Эти изменения связаны с конъюнктурой рынка, - утверждал генеральный директор «СЭТ» Олег Старовойт. - Мы уже открыли залы в Ижевске, Архангельске, Пскове. Там налоговое бремя не такое тяжелое. Слава богу, что такие регионы еще есть». Показательно, что в октябре в Санкт-Петербурге была создана Ассоциация игорного бизнеса, которая тут же начала выстраивать конструктивный диалог с властью. Учредителями Ассоциации выступили известные операторы - «Профит», «Арго», ЗАО «Невский колорит», «СТЭК», «Вулкан», «Глория Гейм». Возглавил новую организацию Дмитрий Невельский, генеральный директор «Конти групп».

Казалось, маятник заколебался. Тем более в начале декабря представитель комитета по экономическому развитию, промышленной политике и торговле Антон Бочков заявил, что в 2005 году ставки налога на игорный бизнес в Петербурге будут пересмотрены. Интерпретация его слов такова: в первые месяцы нового года власти намерены посмотреть, как отреагирует рынок на введение новых налоговых ставок. Если будут зафиксированы многочисленные случаи уклонения от уплаты налогов, то, возможно, будут предложены другие ставки, более дифференцированные. При этом депутат Законодательного собрания Олег Нилов подчеркнул, что повышение ставки налога - вынужденная мера, но игорный бизнес в Санкт-Петербурге будет развиваться только если это будет выгодно городу с финансовой точки зрения.

2004 год продемонстрировал Санкт-Петербургу эту выгоду самым наглядным образом: если в целом налоговые поступления в бюджетную систему возросли по отношению к уровню прошлого года на 10%, то поступление от налога на игорный бизнес за тот же период составили 150%. Несмотря на налоговые тяготы високосного года, игорный бизнес Питера устоял. По последним данным, в Санкт-Петербурге зарегистрировано 23 казино с количеством игровых столов около 300. Количество игровых автоматов в городе составляет 19 тысяч.

Сколько их сегодня, вряд ли кто-то ответит определенно. Ведь в феврале в городе -согласно постановлению правительства Санкт-Петербурга от 10 декабря 2004 года «О дополнительных мерах по обеспечению соблюдения законодательства в сфере организации и содержания тотализаторов и игорных заведений» - Комитетом экономического развития, промышленной политики и торговли начата массовая проверка соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований действующего законодательства в сфере организации и содержания игорных заведений. Выявлен стандартный набор нарушений -установка оборудования без регистрации в налоговых органах, использование торговых площадей для размещения игровых автоматов, работа без лицензий и тому подобное. Поэтому исключительно оперативно приняты меры по демонтажу отдельно стоящих игровых автоматов, осуществляющих незаконную деятельность. Проверки охватят все районы Санкт-Петербурга.

Наступление на игорный бизнес пошло широким фронтом, 4 апреля бюджетно-финансовый комитет петербургского парламента принял решение об обращении в федеральные структуры с просьбой об увеличении ставки налога на игорный бизнес. Сергей Миронов заявил, что эта инициатива петербургского парламента может быть удовлетворена. И уже через два дня председатель Совета Федерации Федерального Собрания РФ, кстати, еще и сенатор от Санкт-Петербурга, Сергей Миронов, выступая перед депутатами Законодательного собрания Северной столицы, заявил, что увеличение максимума ставки налога на игорный бизнес вполне возможно.

Пока этого не случилось, по просьбе «ИнтерСлота» экспресс-мониторинг петербургского игорного рынка-2005 проводит директор филиала ГК «Уникум» Андрей ПРИЩЕМИХИН:

- В настоящий момент основными операторами игорного рынка города на Неве являются крупные сети. Их буквально пять-шесть на весь город, Остальные имеют в лучшем случае несколько залов и погоды, как говорится, не делают, Настаивать на какой-то питерской специфике я бы не стал. Залы «Вулкана», «Джекпота», «Профита» практически ничем не отличаются от московских аналогов. В сетевых залах средняя выручка с одного аппарата составляет 40 долларов (в конце прошлого года в московских залах доходность игровых автоматов была такой же - В. Л.). В них установлено преимущественно импортное оборудование, причем все более отчетливо проявляется тенденция к численному превосходству дорогостоящей техники в ассортименте предлагаемой посетителям. Аппараты средней стоимости, произведенные в основном в России, вполне востребованы. Спрос на данные автоматы сохраняется прежде всего потому, что операторов привлекает их цена. Однако питерские игроки с каждым днем становятся все более требовательными, поэтому хозяева залов просто вынуждены отдавать предпочтение высококлассному оборудованию.

В перспективе можно ожидать заметного снижения темпов роста количества залов в городе и, одновременно, качественных изменений, заключающихся в удорожании используемой техники, К слову, такую стратегию выбирают операторы не только в Санкт-Петербурге, но и, скажем, в Екатеринбурге или в Новосибирске, где складываются мощные структуры игорного бизнеса. Однако следует отметить, что насыщение рынка приводит в целом к падению цен на игровые автоматы. Так в последнее время производимые на заводе «Уникума» аппараты марки Atronic подешевели на 10 процентов.

- Как вы; охарактеризуете законодательство, регулирующее развитие игорной отрасли в Санкт-Петербурге и области? В конце прошлого года была небольшая дискуссия по налогообложению: можно ли сказать, что сейчас она уже завершена?

- Достаточно указать на то, что налоговые ставки на объекты игрового бизнеса с 1 января 2005 года стали максимальными. И, в частности, на игровые автоматы налог вырос почти в два раза, что естественно, очень существенно задело многих операторов, Маятник «общественного мнения», может быть, еще немного покачается, но никакого серьезного изменения позиции городских властей, то есть благосклонного отношения к индустрии азарта или, по крайней мере, послабления налогового бремени, ожидать не приходится. Как показывает опыт некоторых западных стран, да и наш собственный, дальше будет только хуже. Складывается впечатление, что у государства пока еще руки не доходили до игорного бизнеса, Теперь же возможности для строгого его контроля появились, и власти, как в масштабах страны, так и города, начнут методично закручивать гайки.

Не знаю, можно ли в реальной перспективе переломить ситуацию? Во всяком случае, в Законодательном собрании Санкт-Петербурга нет какого-то серьезного «игорного» лобби. Правда, один из его депутатов владеет сетью залов. Но только этого для позиционирования интересов нашей отрасли, естественно, мало.

- Не могли бы вы оценить реальные масштабы игорного бизнеса в Санкт-Петербурге?

- В городе функционируют сотни залов, и число их неуклонно увеличивается. Сказать, что сектор, включающий казино, испытывает особые проблемы, также не могу. По крайней мере, те, что на слуху, не закрываются, хотя, конечно, внутренние структурные изменения во многих заведениях данного типа происходят постоянно. Что касается залов, то можно отметить, что сейчас они открываются преимущественно в спальных районах, у метро. Логика такой локализации понятна, Игрокам удобнее посещать залы, например, по дороге с работы. Заведения, расположенные недалеко от дома, также позволяют им выбрать оптимальный режим.

В престижных районах Санкт-Петербурга новые игровые залы практически не открываются, поскольку это, несомненно, дорого. Более того, и особого смысла в такой затее нет. На Невский проспект приходят не для того, чтобы играть на автоматах. К тому же, здесь мало кто живет. Отсюда вытекают и туманные экономические перспективы, явно не прельщающие предпринимателей, В Питере, как и везде, игровые залы открываются в местах с наибольшей проходимостью, прежде всего, возле станций метро. Реакция властей на этот процесс ничем не отличается от мер, предпринимаемых в Москве.

Сравнить же, где на душу населения игровых автоматов больше - в Москве или Санкт-Петербурге - и сделать обоснованные выводы, пожалуй, не представляется сегодня возможным по тривиальной причине. В главной российской столице просто невозможно учесть многочисленных приезжих, (По имеющейся статистике, в Москве на 1000 жителей приходится 6,6 аппарата, в Санкт-Петербурге - 3,8 - В. Л.).

- Стоит ли говорить о возможном перетекании операторов из Северной столицы в область?

- Различия ме>кду игорными заведениями Санкт-Петербурга и Ленинградской области очевидны. Естественно, залы в области беднее, там установлено относительно недорогое оборудование. Наверное, можно выделить на общем фоне лишь небольшой Выборг. Если говорить о проникновении в область питерских операторов, то такой процесс действительно имеет место. Несомненно, катализатором его является то, что налоги там заметно меньше, Но на подобные меры решаются, скорее, предприниматели средней руки. Причем из Питера они, конечно, не уходят, а просто создают в области еще одно свое предприятие, С лицензированием напрямую я не сталкиваюсь, но, думаю, пока оно не является препятствием для открытия где-либо новых игровых салонов или казино.

- Как обстановка в городе и области влияет на функционировании игорных заведений?

- Для начала нужно уточнить, говорим ли мы о криминальной обстановке в городе, о происхождении капиталов в игорном бизнесе или об атмосфере в игорных заведениях. Делать из Санкт-Петербурга криминальную столицу России глупо: в Москве в этом смысле все обстоит, на мой взгляд, значительно страшнее, Если говорить о бизнесе, то «выход из тени» здесь уже давно произошел. Сегодняшние хозяева игорных заведений -вполне респектабельные люди, а большинство залов города производят самое благоприятное впечатление.

- Какие игры особенно популярны у питерских игроков?

- Они отдают предпочтение слотам, покер привлекает их меньше. Популярностью пользуются как новинки, так и хиты «всех времен и народов». И все-таки медленно, но верно интерес переключается на новые игры, Производители предлагают операторам всевозможные продукты. Но во многих залах, приобретая оборудование, операторы чутко прислушиваются к мнению посетителей, которые выражают свои пожелания играть на определенном аппарате и в конкретную игру. То есть обратная связь между операторами и клиентами существует весьма тесная. Кстати, отдел маркетинга «Уникума» также усиленно занимается анализом мнений операторов и игроков.

- Тогда каким производителям игрового оборудования больше всего доверяют в городе?

- Прежде всего, следует назвать продукцию премиум-класса от компаний Novomatic, Ainsworth, Williams, Но доминируют в этой категории аппараты «Atronic». Вторую группу составляют в основном российские автоматы. В ней выделяются среднестоимостные аппараты «Уникума» и «Belatra», He могу не сказать и еще об одной группе аппаратов, которые приходится называть суррогатными. Они являются подделкой под автоматы «Атроник», напоминая последние, естественно, только внешне.

Помимо завода «Уникум», игровые автоматы в Санкт-Петербурге производят компании «СТЭК», «СЭТ», «Глория Гейм», но крупными эти предприятия назвать нельзя. В то же время, нельзя сказать о том, что «Уникум» или другие местные производители имеют какие-то преимущества у себя в Питере, так как сегодня можно приобрести практически любой автомат. Определяющим при покупке становится не дефицит оборудования, а дефицит времени. Клиент выбирает, что выгоднее - ждать, пока через два месяца доставят один аппарат за 15 тысяч или купить сейчас же три, имеющиеся в наличии, стоимостью в пять тысяч.

- Сплочен ли игорный бизнес вашего региона? Какие опасности его подстерегают?

- Тесного сотрудничества, думаю, между бизнесменами нет, каждый решает свои вопросы локально. Никогда не наблюдалось такого, чтобы операторы, условно, решили: «Стоимость автоматов «Аристократ» в 12,5 тысяч слишком высока, Нас устроит только 9 тысяч». У производителей игорного оборудования противников, по сути, нет, а вот операторам приходится сложнее. Недавно на Московском проспекте по указанию сверху закрыли несколько залов. Их не удалось отстоять даже несмотря на хорошие отношения владельцев с районной администрацией, Но говорить о том, что после этого случая игровые залы постараются спрятаться под козырьками подъездов, не стоит. Напротив, они прилагают все усилия, чтобы быть на виду, выглядеть как можно ярче.

Наверное, нельзя не подчеркнуть и такой факт, как вторжение в отрасль капиталов из других сфер. Например, здесь начал активно работать владелец одного очень крупного пищевого производства. В целом игорный бизнес Санкт-Петербурга движется вперед, хотя пик бурного роста он, похоже, миновал. Есть две сети, которые мощно продвигаются на рынке, открывая все новые и новые залы, но в целом наступил период относительной стабильности.

В чем причины определенного замедления темпов развития? Образно выражаясь, можно сказать, что входной билет на игорный рынок стал дороже. Арендодатели, услышав, для какой цели снимается помещение, тут же в полтора раза увеличивают расценки. С другой стороны, в связи с удорожанием оборудования и ужесточением конкуренции, вложения «отбиваются» медленнее. Идет своего рода перераспределение сил.

Игорный сектор является сейчас саморегулирующимся. То есть функционирует он в соответствии с объективными законами рынка, Однако все может рухнуть, если вмешается случайный фактор, под которым я понимаю диктат государства. Контроль с его стороны, несомненно, нужен, Но это не значит, что решения, касающиеся игорной индустрии, может принимать «по просьбам трудящихся» человек крайне далекий от данного бизнеса.

А такие решения весьма вероятны, Однако ссылки, скажем, на зарубежный опыт, приводимые недоброжелателями игорного бизнеса, в том числе и санкт-петербургскими, не всегда корректны. Уже потому, что картина везде разная. Англичане, ограничив индустрию азарта, меньше играть не стали, А уезжают для удовлетворения своих потребностей в такого рода развлечениях в США, оставляя там немалые деньги, на часть из которых могло бы рассчитывать британское государство, В Финляндии буквально на каждой бензоколонке установлены автоматы, правда, с ограничением выигрыша, В Израиле игорный бизнес запрещен категорически, однако игроки легко обходят закон, отправляясь в нейтральные воды на морских судах, превращающихся в огромные плавучие казино.

У нас притчей во языцех стали «столбики», от которых якобы не отходят не только неразумные дети, но и старушки, тратящие свои скромные пенсии. Но дело в специфике оборудования и местах его установки. К сожалению, название у оборудования одинаковое - «автомат с денежным выигрышем», а вот принцип размещения и функционирования разный. «Столбики» обычно размещаются в людных местах, не имеющих отношения к игорному бизнесу (на улицах, вестибюлях магазинов, на рынках), где практически невозможно осуществлять контроль за тем, кто и как на них играет. Это действительно недопустимо. К автоматам же, размещенным в казино и игровых залах, доступ имеют только совершеннолетние. Контроль за тем, чтобы в автоматы не играли, например, дети - 100%. Приведу личный пример. В одном из питерских казино, где я, кстати, очень всем хорошо известен по роду своей деятельности, охранник не пропустил меня, когда я пришел вместе с моей семилетней дочерью; «Детям вход воспрещен!» А дело в том, что в этом казино очень хороший ресторанчик, и я хотел побаловать дочь десертом, Пройти нам удалось только благодаря помощи топ-менеджера.

То есть игорный бизнес игорному бизнесу рознь, Пока в Питере можно встретить любые его проявления. Но наша цель в том и состоит, чтобы он приобретал все более и более цивилизованные формы.

Подготовил Виктор ЛИСУН

Интер Слот №5 2005

 
Компания |  Продукция |  Цены |  Сервис |  Партнерам |  Контакты
Игры и игровые платы для игровых автоматов |  Игровая система Джекпот |  Система OBSERVER+ |  Системы видеонаблюдения |  Табло "Бегущая строка" |  Разработка игр |  Обои для рабочего стола

   тел. +7(4872) 35-13-40   E-mail:

Яндекс.Метрика Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru    ©2005-20013 SolGames
Разработка сайта SolWeb